Вот уже несколько месяцев как наши дети являются учениками среднего
звена. Наступил тот момент, когда можно подвести первые итоги по адаптации детей
в пятом классе.
Сложность этого периода заключается не только в изменении
условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень
своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития
который сопровождается распадом устаревшей системы взглядов и ценностей, т.е
родительской, и формирование новой собственной. Другими словами раньше вы
решали, что для ребенка хорошо и что плохо, а теперь он сам хочет понять, что
для него хорошо и что плохо. Именно этот период в жизни детей 10-12,13 лет
связан с обретением чувства взрослости – нового личностного
образования младших подростков. А характеризуется он наличием конфликта между
повышенной потребностью в зависимости от взрослых и стремление к автономии.
Другими словами ребенок хочет получить свободу от родительского контроля и в то
же время боится ее т.к. не умеет ею распоряжаться.
Трудность заключается в том,
что подросток с одной стороны сопротивляется проявлениям заботы и ласки, а с
другой – проявляет желание, чтобы его баловали. Таким образом, ребенок
перестает быть, послушным и вежливым как был раньше. Родители часто не
понимают, что происходит с их чадом, и начинают ужесточать запреты, что может в
свою очередь привести к острым эмоциональным расстройствам. Так
же подростки стремятся доказать окружающим свою взрослость в социально
неприемлемых формах поведения в том случае когда сталкиваются с непониманием и
не желанием родителей и вообще взрослых что-то менять в отношениях с ними. К
таким формам поведения относятся: употребление ненормативной лексики в
присутствии и в общении с взрослыми, демонстративное противостояние мнению
взрослого и т.д.
Раньше на мироощущение и мировосприятие ребенка влиял
значимый взрослый, т.е. родители, а сейчас ему нужно пройти сложный путь
осознания себя, обретения себя как личности вне зависимости от оценки
взрослого. Этому способствует и ориентированность подростков на установление
доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит
моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии,
последствий своего или чьего – либо поведения, соц. нормы взаимоотношений
людей, а так же нравственны ценности.
Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в
зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Отношения со сверстниками
имеет для подростков огромную психологическую ценность, т.к. происходит смена
ведущей деятельности с учебной на деятельность общения. Таким образом, меняются
и приоритеты в стенах школы. Познавательная активность подростков высока,
однако способности будут развиваться только в деятельности вызывающей
положительные эмоции, а успех или неуспех влияет на мотивацию учения. Нередко
прослеживается взаимосвязь между отношением ребенка к учителю и предмету.
Сильное изменение претерпевает и самооценка младших
подростков. В начальной школе самооценка во многом формировалась учителем на
основании результатов учебы, а сейчас подвергается коррекции и переоценке
детьми, при этом во внимание принимаются внеучебные навыки характеристики и
качества. Недовольство собой может касаться внешних изменений, которые
происходят с подростком. Поэтому дети испытывают огромную потребность в общей
положительной оценке своей личности со стороны взрослых, при чем вне
зависимости от конкретных результатов и достижений, т.е. подростки нуждаются в
поддержки от взрослых. Проявление раздражительности и нестабильности
эмоциональной сферы часто связано именно с чувством что «по-старому» не могу
жить, а «по-новому» не умею, а так же физиологическими изменениями, которые
психофизиологами характеризуются как гормональная буря.
Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники
В начальной школе дети привыкли выполнять требования
одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой-то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо
понять принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по
тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия.
Так же в пятом классе
они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им
трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти
временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий
познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти
помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее. Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо
формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их
для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое
явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить.
Именно ориентированность на ошибку одна из причин высокой тревожности учащихся,
страх перед ошибкой не позволяет ребенку в полной мере раскрыть способности и
предъявить их окружающим.
Чем же вы родители можете помочь вашему ребенку? Во
первых, конечно же, это оказывать поддержку в его начинаниях, стремлениях, чаяниях
и надеждах; переходить на новый уровень взаимоотношений с подростком от
указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном
и тесном контакте с классным руководителе и учителями предметниками, чтобы
вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.